[<<<Назад]
"Подводная лодка, по существу, полностью
орудие нападения", писал он в 1935 году и проповедовал эту
доктрину неустанно. В дополнение к традиционным дневным атакам вражеских
кораблей из подводного положения, Дёниц ввёл н боевую практику ночные торпедные
атаки в надводном положении. Гидролокаторы не могли обнаружить лодку на
поверхности, а в темноте ее низкий контур оставался малозаметным и позволял
ей первой нанести удар. Лодки могли также подходить к неприятелю на близкое
расстояние и производить горизонтальный пуск торпед.
После длительных упорных тренировок
экипажу Дёница дали первую лодку нового образца. Старые лодки типа "II",
имевшие водоизмещение в 279 тонн и обладавшие тремя носовыми торпедными
аппаратами, развивали максимальную скорость на поверхности 13 узлов и имели
дальность плавания до 1 800 миль при крейсерской скорости 12 узлов. Дёниц
считал такую лодку "очень простым и практичным кораблём, но очень маленьким".
Новые подводные лодки типа "VII", вступившие в строй после нескольких первоначально
неудачных испытаний, имели водоизмещение в 761 тонну, четыре торпедных
аппарата в носовой части и один на корме, предельную скорость в надводном
положении 17 узлов и дальность плавания более 6 тысяч миль при скорости
12 узлов. Вскоре дальность плавания удалось увеличить до 9 000 миль. Это
и было то, что Дёниц назвал "отличным типом".
Теперь, являясь "фюрером" всех подводных
лодок, Дгниц разрабатывал всё более и более неординарную тактику их действий.
Для него уроки из опыта Первой мировой войны были понятными: практика атаки
подводной лодкой одиночного неприятельского судна, попавшего в ее поле
зрения, приносила хорошие результаты до тех пор, пока враг не использовал
конвои. Когда он делал это, охрана конвоя значительно ограничивала вероятность
успешного нападения субмарины.
В 1936 году Дёниц начал учебную отработку
тактического приёма, впервые предложенного им в 1917 году, но еще никогда
не примененного в бою. Он разместил группу подводных лодок широкой дугой
поперёк предполагаемого маршрута конвоя, тем самым значительно увеличивая
вероятность того, что какая-нибудь лодка обнаружит неприятельский конвой.
Когда это произойдёт, он будет следить за целью, собирая по радио находящиеся
поблизости лодки. Затем субмарины мощно атакуют конвой с флангов и тыла,
организуя нападение, по возможности ночью, и в надводном положении. Этот
метод станет известным по метафоре, которая нравилась нацистским пропагандистам:
охота но способу "волчьей стаи".
Подобно многим нововведениям, эта
тактика, однако, не нашла ожидаемого признания у высшего командования флотом.
Морские теоретики, ответственные за формулирование глобальной стратегии,
рассматривали действия подводного флота в очередной войне так же, как и
в прошлой: атака одной лодкой и на большом удалении от баз. Исходя из этого,
ОКМ предполагало строительство огромных подводных крейсеров водоизмещением
2 000 тонн, оснащённых тяжелыми орудиями для надводных артиллерийских поединков
и способных к глобальным операциям.
Дёниц, автор и естественный сторонник тактики "волчьей стаи", хотел иметь
многочисленный подводный флот, а не несколько сверхбольших подводных чудищ.
По его мнению, строительство огромных лодок — напрасная трата ресурсов.
Флот мог бы построить несколько лодок типа "VII" за счет тех усилий, средств
и времени, которые требовались для создания одного подводного крейсера.
|
|
|
Основные
типы немцких подводных лодок
|
|
Дёниц не согласился с доводами
руководства флота и в течение 1937 года это несогласие, как он писал,
"становилось всё более и более острым". Он применял в борьбе всю логику
и убедительность, на которые был способен, оказывая влияние, значительно
превосходившее его скромное звание. Итогом всего этого стала не победа,
а безвыходное положение: Редер не мог решить, как поступать, а верфи,
которые в 1936 году спустили на воду 21 лодку, в 1937-м ограничились
только одной. Той осенью Дёниц провёл первое крупномасштабное учение
для проверки новой тактики "волчьей стаи" и убедился, по крайней мере
к своему удовлетворению, что она действует превосходно.
После этого он удвоил усилия с целью
изменить мышление высшего командования.
В то время вся программа военного
судостроения в Германии испытывала трудности. Сухопутные силы, люфтваффе
и строители оборонительной "западной стены" требовали большую часть имеющейся
стали, и военный флот страдал от хронического ее дефицита. Редер жаловался
по поводу резкого сокращения ее поставок, и 25 октября 1937 года пригрозил,
что либо получит больше стали, либо решительно сократит программу строительства,
чтобы закончить, по крайней мере, несколько кораблей "в возможное время".
Кроме того, теоретики и операторы
столкнулись с трудной проблемой: к какому типу войны готовиться? Стратеги
предвидели войну с Польшей и, возможно, с Францией, что предполагало сражения
на Балтике, Северном и Средиземном морях. Но если не избежать войны с Англией,
то германскому флоту придется сражаться со значительно более мощным британским
флотом как в ближних, так и дальних водах. В этих условиях Редер нуждался
не только в стали, но и в чёткой военно-стратегической концепции использования
флота в предстоящей войне.
Будущее стало проясняться для Редера
и ближайших командиров и конце осени. На совещании 5 ноября фюрер признал
возможность столкновения с Англией, но только если воина превратится во
всеобщую и определенно не ранее 1943 года. Между тем Редер получил свою
сталь и должен был быстро строить корабли, однако руководство флота так
и не определилось и вопросах целевого предназначения и сроков осуществления
программы военно-морского строительства. Примечательно, что прошёл ещё
один год,
и течение которого Гитлер рисковал
войной, присоединяя Австрию и объявляя позднее о ещё более опасном намерении
расчленить Чехословакию, а высшее командование флота всё ещё размышляло
о требованиях ведения войны на морях против Англии.
К конечном счёте, морские стратеги
представили Гитлеру две точки зрения. Флот мог бы быстро подготовиться
к ведению операций на жизненно важных морских коммуникациях Англии путём
строительства значительных подводных сил и "карманных" линкоров. Или потребуется
десять лет для создания такого большого и разнообразного флота, который
мог бы не только атаковать отдельные суда и охраняемые конвои, но и проводить
операции против британского военно-морского флота. Гитлер выбрал грандиозный
план, внеся лишь одно изменение: морская армада должна быть построена за
шесть лет вместо десяти. Будучи построенным, такой флот потреблял бы больше
нефти, чем расходовала вся Германия в 1938 году.
Дениц пришёл в уныние. Он считал
непостижимым, что Англия останется безучастным наблюдателем того, как потенциальный
противник строит такой мощный флот. По его мнению, оставалось еще достаточно
времени для постройки большого числа подводных лодок среднего размера,
до того, как начнется война. Дёниц подсчитал, что потребуется, по крайней
мере, 100 подлодок для патрулирования в Атлантическом океане, чтобы осуществить
экономическую блокаду Англии. Правда, это означало, что всего потребуется
300 лодок, так как две трети из них всегда будут находиться либо в портах
для дозаправки и ремонта, либо на переходе для смены. Такая программа строительства
была, по всей видимости, невозможной "на ближайшие несколько лет", считал
он в начале 1939 года.
Как оказалось, до того времени оставалось
несколько месяцев. В конце марта на секретном совещании Гитлер проинформировал
генералитет о подготовке к вторжению в Польшу 1 сентября. 26 апреля он,
по существу, отказался от политики умиротворения Англии, открыто отказавшись
от англогерманского морского соглашения 1935 года. Тем не менее обеспокоенность
Дёница, которую Редер осторожно довёл до фюрера, дала результат. Гитлер
продолжал заверять флот в том, что ему не придётся воевать с Англией вплоть
до того дня, когда из Лондона прозвучал сигнал "Тотальная Германии".
|
|
|
1937
год. 13 подводных лодок флотилии "Веддинген" - начала
гитлеровского подводного флота расположились около своей
плавучей базы в Киле. Флотилия названа в честь Отто Веддингена,
командира немецкой подводной лодки времён первой мировой
войны, потопившего за 1 день 3 английских крейсера.
|
|
В то время как вторжение в Польшу
но суше и воздуху сопровождалось массовыми бомбардировками и громом
артиллерии, морская война началась тихо и нерешительно. Чтобы преждевременно
не спровоцировать Англию и Францию, капитаны подводных лодок Деница
получили строгие приказы придерживаться международного морского права.
Согласно так называемому "морскому призовому праву", нападения па
пассажирские суда были запрещены. Подводная лодка, задерживающая торговое
судно, должна всплыть,
опознать и остановить корабль, определить,
не везёт ли он военную контрабанду. Если это подтверждалось, то подводная
лодка имела право захватить корабль или даже потопить его, но только после
того, как вся команда безопасно покинет судно.
Немцы старались избежать повторения
той ситуации, которая возникла в ходе Первой мировой войны. Тогда Германия
страстно хотела, чтобы США не участвовали в конфликте, но весной 1915 года
ее подводный флот совершил грубую ошибку, торпедировав пассажирские суда,
которые, как оказалось, имели на борту американцев. Среди пострадавших
была и "Лузитания", которую отправила на дно подводная лодка "U-20", в
результате чего 1198 человек, среди них 128 американских граждан, погибли.
Соединённые Штаты Америки присоединились к международному протесту против
нарушения морского права немецкими подводными лодками. Пришедший в замешательство
германский флот отказался от неограниченного ведения военных действий подводными
лодками и начал соблюдать международное право. Тем не менее
нападения подводных лодок помогли
настроить американское общественное мнение против Германии и подготовили
почву для объявления ей войны.
Примечательно, что подобные ошибки
отметили начало войны подводных лодок в 1939 году. Первым кораблём, потопленным
немецкой подводной лодкой в день объявления Англией войны, был безоружный
пассажирский лайнер "Афения". С наступлением ночи 3 сентября подлодка "U-30"
в Северной Атлантике обнаружила "Афению", шедшую зигзагообразным курсом
с применением мер светомаскировки. Командир подводной лодки принял пассажирский
лайнер за транспорт для перевозки войск. Без соблюдения какого-либо протокола,
он торпедировал "Афению", оставив 1103 пассажиров, включая 300 американцев,
предоставленными своей судьбе. Список погибших составил 128 человек.
Германское правительство отрицало
свою причастность к затоплению и действительно не знало подробностей до
тех пор, пока "U-30" не возвратилась в базу в конце сентября. Немцы даже
обвинили Уинстона Черчилля, который только что был назначен Первым лордом
Адмиралтейства, в умышленной организации этого несчастья для дискредитации
рейха. Тем не менее Гитлер был взбешен в связи с инцидентом. Он не тратил
времени для установления дополнительных ограничений в отношении подводных
лодок: никаких нападений на пассажирские суда в будущем, никаких атак на
какиелибо французские корабли.
Разочарование Дёница росло. С широко
разбросанными двадцатью одной подводной лодкой, скитавшимися по Атлантическому
океану, у него не было возможности применить свою тактику "волчьей стаи".
Вскоре цикл ремонта и переоснащения лодок критически сократил даже это
небольшое количество. Более того, ограничения международного морского нрава
ставили подводный флот в крайне невыгодное положение. Поднодной лодке приходилось
всплывать па поверхность и показывать себя противнику - торговым
судам, именшим на борту замаскированное
вооружение. "U-38" была едва не потоплена, когда 6 сентября 1939 года грузовое
судно открыло огонь при ее всплытии, а с воздуха её атаковал патрулирующий
акваторию самолёт.
С самого начала механические неполадки
часто преследовали подводные лодки. Дёниц потерял первую лодку 14 сентября,
когда "U-39" атакова английский авианосец "Арк Ройял". Торпеды подводной
лодки подорвались слишком рано и привлекли внимание английских эсминцев,
которые стремительно атаковали и потопили её. Хуже всего, что в программе
строительства не предусматривалось восполнение потерь подводных лодок флота
до необходимого количества. Отчаявшись, Дёниц добровольно намеревался оставить
командование, чтобы взять на себя разработку и строительство подлодок,
но
ему приказали остаться там, где
он есть.
|
|
|
На
фото сделвнном с сопровождавшего эсминцаоколо мрландского побережья 17
сентября 1939г. авианосец "Корейджес" переворачивается после попадания
в него 2-х немецких торпед.
|
Дёниц стремился взять всё что можно
из своих единичных успехов. 17 сентября подлодке "U-29" удалось потопить
английский авианосец "Корейджес" с 519 военнослужащими на борту. Потеря
вынудила англичан вывести оставшиеся авианосцы из Атлантики. Как хвастался
Дёниц, отступление подтвердило, что "английские контрмеры не настолько
эффективны, как о них говорили".
По прошествии некоторого времени
Дёниц сбросил со своих действий кандалы "морского призового права". Он
мотивировал это тем, что торговые суда, которые опознавались подводными
лодками, взяли практику передавать в эфир сигнал "SSS", означавший "нас
атакуют подводные лодки" и тем самым указывали местонахождение лодок. Дёниц
резонно предположил, что сигнал являлся призывом о помощи со стороны английских
морского и воздушного патрулей, находящихся поблизости. Он интерпретировал
это как
участие торговых судов в военной
операции, действие, которое делало недействительными соответствующие требования
"морского призового права".
23 сентября Гитлер согласился с
просьбой Дёница разрешить нападать на любое судно, которое передаёт сигнал
после того, как его опознают.
Через четыре дня пала польская столица
и впервые с начала войны Гитлер переключил свое внимание с боевых успехов
пехоты, танковых частей и пикирующих бомбардировщиков на действия флота.
К этому времени большая часть подводных лодок возвратилась в базы для заправки
топливом, пополнения продовольствия, боекомплекта к вооружению после завершения
первых рейдов в Атлантическом океане, и Гитлер отправился в штаб Дёница
в Вильгельмсхафене посмотреть их.
Дёниц воспользовался удобным моментом
чтобы выступить в присутствии Гитлера со страстной проповедью о значении
подводного флота и необходимости его расширения. Его лодки уже потопили
неприятельские суда общим водоизмещением в 135 000 тонн и дискредитировали
превозносимую английскую противолодочную оборону. Подводные лодки стали
ещё более эффективными, чем они были и предыдущую войну, — сказал он, —
потому что радиосвязь значительно улучшилась, а новые электрические торпеды
не оставляли на поверхности воды бурунного следа, что затруднило их обнаружение
противником. Немецкий подводный флот, состоящий из 300 лодок, применяющий
тактику "волчьей стаи", убеждал Дёниц фюрера, будет "средством,
которое причинит решающий ущерб Англии в её самом уязвимом месте".
Разумеется, Дёниц не останавливался
на серьезных трудностях и недостатках первого месяца войны. Благоприятное
для немцев начало было сделано с 22 лодками в море, следовательно, около
15 находились либо в порту, либо на переходе на смену. Две лодки погибли.
В дополнение к этому, значительная часть выпущенных торпед либо не попадали
в цель, либо не взрывались.
Гитлер возвращался из поездки удовлетворенным.
30 сентября Дёницу присвоили звание контр-адмирала, а спустя две недели
у фюрера появилось еще больше оснований восхищаться командующим подводным
флотом...
[<<<Назад][Далее
>>>]