[<<<Назад]
Потеря Прина, которому было 33 года,
Шепке и Кречмера, которым исполнилось по 29 лет, шокировала командование
германскими подводными силами Как можно было этих настойчивых, высококвалифицированных
командиров, вместе потопивших 111 судов общим тоннажем в 586 694 тонны,
выследить и уничтожить за каких-то восемь дней. Обладали ли англичане каким-то
новым противолодочным оружием?
Для поддержания мнения о непобедимости
подводных лодок, Германия до этого времени никогда открыто не сообщала
о потерях. Члены командования подводного флота знали о прежних утратах,
потому что они случались, но штатским не давали повода сомневаться
в неуязвимости подводных лодок. Обеспокоенный тем, какой эффект на моральный
дух может произвести потеря трех подводных идолов рейха, Гитлер приказал,
чтобы не было ни каких публичных сообщений. Факт гибели Прина держался
в тайне даже от его
жены, чей розовато лиловый шарф
он всегда надевал на шею во время плавания. О судьбах Шепке и Кречмера
не сообщали до конца апреля, а о гибели Прина стало известно только 23
мая, спустя десять недель после его смерти
Для Деница потеря трёх командиров
была личным горем и опустошительным событием. Шепке, писал он, был "настоящим
нападающим", Kpечмер "быстрым и оценке ситуации и понимании того, как лучше
использовать её". Но Прин был особенным - "все, что может быть у человека
- он был великой личностью, полный жара, энергии и радости
жизни, полностью преданной cвоей службе".
В приказе, в день объявления о гибели
своего любимца, адмирал Дёниц выступил со следующим дерзким обещанием перед
командованием: "Гюнтер Прин, герой Cапа-Флоу, совершил, свое последнее
патрулирование. Mы, подиодники, склоняем наши головы с гордостью и скорбью.
Хотя огромный океан спрятал его, Прин остается среди нас. Каждая лодка,
которая выйдет и море против Запада, будет плыть вместе с ним. Каждый удар,
нанесенный нами по Англии, будет направлять его агрессивный дух".
Хотя Дениц и его штаб не были убеждены,
что эсминец "Вейнок" иснользовал новую радарную систему, чтобы определить
расположение "U-100" Шепке, они тем не менее заподозрили, что потеря трех
лодок не могла быть случайным совпадением. Дёниц приказал всем своим лодкам
уйти из зоны к югу от Исландии, где они действовали. Но когда в марте и
апреле его лодки потопили 84 корабля общим водоизмещением в 492 395 тонн,
Дёниц решил, что гибель трех подводных асов была "чистой случайностью",
а не результатом какой-либо новой техники и секретного оружия врага.
Действительно, до этого времени противолодочная
оборона Англии совершенствовалась настолько медленно, что никогда реально
не угрожала операциям немецких подводных лодок. В начале 1941 года самолёты
Прибрежного командования и некоторые суда сопровождения были оснащены новыми
радарами конструкции "РАФ", которые были компактными и более совершенными,
чем их предшественник. Теоретически радар мог помочь судам сопровождения
обнаруживать всплывшие подводные лодки ночью до того, как они могут атаковать.
На практике, однако, до тех пор, пока не изменили длину
волны и не улучшили направленные
антенны, радар оказывался более полезным в оказании помощи кораблям конвоя
при плохой видимости, чем в своевременном обнаружении подводных лодок.
Более значимым оказалось серьёзное
усиление эскортов конвоев. Так как угроза немецкого вторжения на острова
не была уже актуальной, всё больше и больше английских судов, так же как
и 50 устаревших эсминцев, которые президент Франклин Д. Рузвельт продал
Черчиллю, были зарезервированы для выполнения задач эскорта. Флот, состоявший
из приблизительно 235 кораблей сопровождения, имевшихся в июле 1940 года,
возрос к марту следующего года до 375, включая 240 эсминцев. Увеличение
обеспечило не только более надежную защиту для транспортов, но и дало возможность
англичанам начать подготовку групп сопровождения конвоев, как скоординированных
соединений.
Немецкое высшее командование никогда
не верило, что радар будет играть важную роль в воине. Столкнувшись с бурно
возрастающими запросами на ресурсы, Гитлер в 1941 году приказал отменить
любое исследование по улучшению радаров, которое невозможно было завершить
в течение одного года. Тем временем англичане сообщили о первой атаке подводной
лодки с помощью радара в ноябре 1940 года. В феврале 1941 года они заявили,
что потопили подводную лодку, которую обнаружили радаром с воздуха. В первом
примере подводная лодка спаслась бегством; но втором - командование
подводных лодок не имело сообщений
о потере лодки в тот месяц. В любом случае, из-за того, что англичане еще
не применяли радары в большом количестве, Дениц и по штаб относились к
таки мэпизодам, как обычным атакам.
Даже позднее, когда командиры подводных
лодок стали сообщать, что они неожиданно подвергались атакам с воздуха,
руконодство штаба просто не обращало внимания на эти доклады. "Дозорные,
практично разъясняли они, не проснулись". И это продолжалось
вплоть до 1942 года, пока один высокопоставленный адмирал не предположил,
что действительным объяснением этих случаев могут быть усовершенствования
в английских радиолокационных средствах.
Немцы, конечно, знали, что англичане
перехватывали переговоры между командованием и подводными лодками, а также
между лодками в море во время патрулирования. Но они не подозревали, что
враг раскрыл секреты их кодов. Но даже и нерасшифрованный радиообмен мог
предоставить англичанам достаточную информацию для отведения некоторых
конвоев от плавания в логове "волчьей стаи".
Действительно, английская радионеленгаторная
сеть, простирающаяся от Шетландских островов до Лэнд Энда, уже предоставляла
возможность уверенного контроля немецких средств радиоснязи, работающих
к востоку от Великобритании. Когда были установлены новые радиопеленгаторные
станции в Исландии, Гренландии и Ньюфаундленде, сеть перекрыла всю Северную
Атлантику. Деницу пришлось допускать, что каждый сигнал, переданный подводной
лодкой в море, будет перехвачен и, в конце концов, даст возможность определить
ее местоположение. Он не мог, конечно, запретить использование радио: весь
его метод операции, обнаружение целей и размещение
подводных лодок в "стаи" для последующей
атаки, зависел от радиосвязи.
Тогда он дал указание капитанам
ограничить впредь время радиопередач до
абсолютно необходимых сообщений,
чаще менять полосы частот, чтобы их было труднее запеленговать английским
станциям.
Однако более серьезной, чем вражеская
радиопеленгация, была терзавшая Деница с самого начала проблема - острая
нехватка подводных лодок для обнаружения и уничтожения целей в просторной
Атлантике. Усугублялось такое положение продолжавшейся линией высшего командования
флота по отвлечению его лодок для того, что Дёниц называл "интермедиями".
Две подводные лодки пришлось держать постоянно в западной части Атлантики
для обеспечения метеосводками люфтваффе Геринга. Когда в июне 1941 года
Гитлер напал на Советский Союз, Дёниц получил приказ послать восемь
подводных лодок в Балтийское море.
В сущности, им нечего было там делать, и в сентябре их вернули обратно.
С начала июля ему пришлось направить четыре-шесть лодок для операций в
Северном Ледовитом океане и опять напрасно, так как конвои союзников ещё
не начали перевозить грузы для России в порты Баренцева моря. Снова и снова
подводные лодки отвлекались от их прямого боевого использования для сопровождения
нарушивших блокаду контрабандных судов, вспомогательных крейсеров, кораблей
снабжения и захваченных трофейных судов.
После воздушного сражения с Англией,
ослабленные люфтваффе становились всё менее значимым фактором в постоянной
борьбе за контроль коммуникаций в Атлантике. Только один раз, в апреле
1941 года, военно-воздушные силы приблизились к потоплению союзнических
транспортов общим водоизмещением 300 000 тонн - запланированному
месячному заданию. В этой обстановке Дёниц все более утверждался во мнении
о том, что его лодкам предстоит стать главным оружием экономического удушения
Англии, которое вынудит ее сдаться. Разумеется, он не мог спорить лично
с Гитлером по поводу "интермедий". Но каждое принимаемое "наверху" подобное
решение наносило ущерб
его замыслам и операциям, о чём
он докладывал Редеру. Во многих случаях Редер не только соглашался с Дёницем,
но и доводил его аргументы до Гитлера.
Тем не менее иногда мессианский пыл
Деница выходил за рамки приемлемого даже для лояльного к нему Редера и
его штаба. Однажды Дёниц пожаловался на то, что 800 докеров были переведены
с ремонта подводных лодок на повреждённый крейсер "Хиппер". (Из-за нехватки
судоремонтников подводным лодкам уже приходилось торчать но 65 дней в сухом
доке на каждые 35 суток пребывания в море.) Один из офицеров штаба Редера
вернул пространную докладную записку Дёница» по этому вопросу с припиской
на полях: "Мы не хотим стать военно-морским флотом, состоящим из одних
подводных лодок".
Дёниц обосновывал свою непоколебимую
позицию простой арифметикой. Подводные лодки, считал он, могут быть отправлены
для выполнения оперативных задач вне Северной Атлантики только в том случае,
если где-либо возникнет заслуживающий внимания потенциал для потопления
транспортов. В июне 1940 года, уступая настойчивым рекомендациям высшего
командования флота разнообразить его операции, Дёниц неохотно согласился
послать лодку и Южную Атлантику, а в следующие шесть месяцев направил туда
еще две. Только в феврале 1941 года, когда "коэффициент полезного действия
подводной лодки" на севере снизился, он всё же начал посылать
поступившие лодки типа "IX" в Южную
Атлантику, к западному побережью Африки недалеко от Фритауна в Сьерра-Леоне.
Фритаун, находившийся на расстоянии свыше
2 800 миль от баз в Бискайском заливе,
был сборным пунктом для перевозок союзников из Южной Америки, вокруг мыса
Доброй Надежды, с Ближнего и Дальнего Востока. Там формировались конвои
в составе относительно тихоходных судов. Быстроходные корабли плыли на
север самостоятельно. Лодки типа "IX" хотя и были довольно неуклюжими,
но крупнее, чем тип "VII", и поэтому
имели большую дальность плавания. Скрытно
встречаясь в море со своими надводными
судами снабжения для взятия топлива
и торпед, они могли осуществлять
по два патрулирования до возвращения на длительную стоянку в базу. Добыча
для "подводных охотников" в районе Фритауна была хорошей: большие лодки
уничтожили 74 корабля неприятеля.
Одна лодка "U-107" под командованием
капитан-лейтенанта Гюнтера Гесслера потопила 14 торговых судов общим водоизмещением
87 000 тонн — самый успешный рейд подводной лодки на войне. "Замечательный
спектакль, — про комментировал Дёниц, даже для такого отличного
тактика и мастера в искусстве применения торпеды". Гесслер был зятем Дёница,
и из-за этого адмирал сопротивлялся представлению капитана к награде Рыцарским
крестом. Он опасался, что критики могут обвинить его в фаворитизме. Командующий
смягчился только тогда, когда Редер сказал ему с раздражением, что он сам
представит Гесслера к награде, если этого не сделает Дёниц.
К весне 1941 года для Дёница стало
очевидным, что явная и постоянно возрастающая роль американского военно-морского
флота в охране жизненно важных английских коммуникаций в Атлантике рано
или поздно приведёт к столкновениям между кораблями пока нейтральных США
и немецкими подводными лодками. 20 июня лодка "U-203", патрулировавшая
блокадную зону вокруг Британских островов, в которой Гитлер снял все ограничения
для действий поднодных лодок, обнаружила американский линкор "Техас". Впервые
американский военный корабль вошёл в блокадную зону случай,
который не был предусмотрен в приказе
Гитлера. Командир лодки доложил о ситуации в штаб и, не ожидая ответа,
начал выбирать позицию для торпедной атаки американского корабля. Но беспокойное
море и следование линкора противолодочным зигзагом сорвали атаку. Дёниц
приказал "U-203" уклониться от неожиданной встречи, а на следующий день,
после консультаций с Гитлером, он послал радиограмму всем лодкам: "Фюрер
приказал избегать каких-либо инцидентов с США в течение нескольких недель.
Приказ должен строго соблюдаться при всех обстоятельствах. Кроме того,
до получения дальнейших распоряжений ограничиваются нападения на крейсеры,
линкоры и
авианосцы в случаях, когда имеются
сомнения, что они вражеские. Факт, что военный корабль идет без огней,
не может считаться доказательством его принадлежности к флоту противника".
Предписывая избегать каких-либо инцидентов,
могущих предоставить Соединённым Штатам предлог для вступления в войну
против Германии, Гитлер надел намордники на "серых волков" Деница. Обнаружив
неприятельский конвой, эскортируемый одновременно английскими и американскими
военными кораблями, германские подводные лодки теперь не могли атаковать
даже своих опасных противников - английские эсминцы, фрегаты и корветы
из-за страха случайно потопить какое-либо американское судно. (Последующй
приказ разрешал подводным лодкам защищать себя, но только если первоначальная
атака противника была успешной.) Дёниц, который хорошо осознавал политические
причины, стоявшие за этими приказами Гитлера, воспринимал их с пониманием,
но его командиры и экипажи подводных лодок злились и испытывали разочарование.
Однако в недалеком будущем схватки
между подводными лодками и американскими кораблями представлялись неизбежными.
4 сентября 1941 года к югу от Исландии лодка "U-652" подверглась ударам
глубинных бомб, сброшенных английским самолётом и, отступив, выпустила
две торпеды в преследующего ее эсминца, который оказался американским кораблём
"Гриер".
Торпеды прошли мимо цели. 10 октября
торпеда с атакующей подводной лодки ударила военный корабль США, эсминец
"Кирни", сопровождавший английский конвой. 11 членов команды эсминца погибли.
Они стали первыми американскими военными жертвами. Через три недели в холодных
водах к юго-западу от Исландии лодка "U-552" под командованием двадцатисемилетнего
Эриха Топпа приблизилась к тому, что он принял за вражеский конной, сопровождаемый
английскими эсминцами. Но эсминец в его прицеле оказался
американским кораблём "Рубен Джеймс".
В интервью, спустя много лет, Топп описывал неожиданную встречу.
"Мы атаковали на рассвете двумя
торпедами, вспоминал он. Одна ударила между кораблями
и взорвалась нормально. Прошло немного времени и последовал ужасный второй
изрыв, который в клочья разорвал эсминец.
Мы определили, что он вез глубинные
бомбы, которые были уже снаряжены и также взорвались. Чувство и этот момент
было таким, что мы обнаружили и потопили нашего врага, а эсминцы были нашими
худшими врагами, отметил Топп. Позднее намять об
этом оставила мне много бессонных ночей".
150 американских офицеров и матросов
погибли вместе с "Рубен Джеймс". Потопление эсминца более чем за месяц
до катастрофы Пёрл-Харбора стало эмоциональным сплачивающим вызовом для
тех, кто хотел вступления CIIIA в войну против гитлеровской Германии.
Тем временем диаграммы "коэффициента
полезного действия" в "музее" Дёница в Керневсле становились все менее
утешительными. От общего итога в 635 635 тонн потопленных кораблей в мае
и июне, цифра сократилась до 174 519 тонн в июле и августе. В течение августа
почти миллион тонн импорта благополучно достигал Англии каждую неделю (высшая
цифра за весь год).
К началу осени Дёниц был готов наращивать
действия своих сил. У него имелось уже около 200 лодок, из которых порядка
80 непрерывно участвовали в операциях. Однако события на удаленном фронте
начали развиваться против него.
С начала лета генерал Эрвин Роммель
умолял Гитлера о помощи в обеспечении его Африканского корпуса. Серьезно
обеспокоенный угрозой союзников важным коммуникациям, фюрер с согласия
высшего командования флотом приказал перенести первоочередные операции
в Гибралтарский пролив и Средиземное море.
Дёниц протестовал неистово, но безуспешно.
Война подводных лодок в Северной
Атлантике фактически приостановилась.
В ноябре было потоплено только 18 судов противника, а в декабре - 12, общим
итогом за два месяца менее 154 000 тонн.
На снижении результативности сказались
и некоторые другие серьезные факторы, хотя Дёниц и не осознавал их. Tак,
9 мая "U-110", находившаяся во втором патрулировании под командованием
теперь уже известного Фрица-Юлиуса Лемпа, атаковала сильно охраняемый конвой
недалеко от оконечности Гренландии, но английский корвет вынудил её вспліть.
Испугавшись, что корвет собирается таранить лодку, Лемп и большая часть
зкипажа оставили ее после установки зарядов замедленного действия для подрыва
корабля. Когда Лемп осознал, что заряды не сработали, а англичане готонятся
захватить лодку, он попытался вернуться и вновь подготовить заложенные
мины к взрыву, но один из членовн экипажа застрелил его. Англичане захватили
"U-110" невредимой, включая все её коды, шифровальные документы и совершенно
секретный аппарат под названием "Энигма", который применялся для дешифровки
радиосообщений.
Все это драматическое происшествие
имело немедленные и благоприятные для англичан последствия.
Работая круглосуточно, английские
шифровальщики сумели проникнуть в основной оперативный шифр, имевший кодовое
название "Дом". В течение недели они расшифровывали перехваченные немецкие
радиотелеграммы и передавали командирам конвоев данные об изменении курса.
В результате этого с июня по август немецкие подводные лодки смогли обнаружить
только четыре процента всех конвоев союзников в Северной Атлантике, а с
сентября по декабрь лишь 18 процентов.
Англичане сохраняли в тайне захват
"U-110". Дёниц, не получавший сообщении от лодки по радио, предположил,
что она уничтожена или затоплена экипажем при спасении, и не подозревал,
что утратил скрытность связи. Не знал он и о другой удаче англичан: захвате
в августе 1941 года в 80 милях к югу от Исландии невредимой "U-570". В
то время как лодка находилась на поверхности, её выследил английский самолёт
и немедленно атаковал. Командир лодки, впервые вышедший на боевое патрулирование,
испугался и
стал размахивать с мостика своей
белой рубашкой в знак сдачи.
Захваченная в целости "U-570" обогатила
английских специалистов многими сведениями о скорости, манёвренности, возможностях
погружения, а также о характере и силе различных шумов, которые производили
при работе ее механизмы - крайне важные данные для противолодочных тактиков.
Послк того как специалисты всесторонне изучили лодку, "U-570" переименовали
и подводный корабль Англии "Граф" и отправили в море с английским экипажем.
В октябре противолодочные возможности
англичан возросли еще больше, когда они установили ноные высокочастотные
радиопеленгаторы на прибрежных станциях и на кораблях сопровождения конвоев.
Называемые английскими матросами "хафф дафф", новые электронные приборы
обнаружения могли настроиться на частоту радиосообщений, которые посылали
в штаб Дёница занятые в операциях подводные лодки. После того как немецкая
лодка успевала передать не более первых четырёх цифр, уже можно было определить
ее местонахождение. Всему конвою требовалась лишь одна установка
"хафф-дафф", чтобы предупредить
о приближении подводных лодок.
Несмотря на то что немецкие разведывательные
фотографии показывали наличие необычных антенн на кораблях сопровождения,
а сами союзники в радиопереговорах допускали неосторожные ссылки на новое
устройство, Дёниц и его штаб, очевидно, никогда не догадывались о размещении
"хафф-дафф" на борту кораблей.
До конца года Дёницу пришлось страдать
от ещё более сильного удара. Он собрал "стаю" из девяти лодок для атаки
конвоя "HG-76", состоявшего из 32 транспортов, которые вышли из Гибралтара
14 декабря, спустя неделю после катастрофы Пёрл-Харбора. Конвой имел исключительно
мощный эскорт: эсминец, семь корветов, два шлюпа и впервые вспомогательный
анианосец "Одесити". В дополнение к шести самолётам авианосца в сопровождении
участвовали также самолёты берегового базиронания, сначала с Гибралтара,
а потом из Англии, что обеспечивало почти постоянное прикрытие с воздуха.
Охотники Дёница перехватили конвой
недалеко от побережья Испании и шли за ним по пятам в северном направлении.
За неделю немцам удалось потопить лишь "Одесити", эсминец "Стенли" и два
транспорта из тридцати двух.
Надводные корабли и самолёты обнаруживали
и преследовали лодки неотступно. (Одной лодке в целях безопасности в течение
19 часов пришлось погружаться восемь раз.)
Было потоплено пять лодок, одной
из которых командовал капитан-лейтенант Энгельберт Эндрасс, к тому времени
ставший подводным асом Дёница. Когда построенный американцами бомбардировщик
"либерэйтор" пролетел 1 500 километров со своей базы в Англии и 22 декабря
появился над конвоем, Дёниц приказал четырём оставшимся в живых "волкам"
прекратить операцию. Зализывая раны, они с трудом вернулись в свою базу.
Ничья с конвоем "HG-76" и скудные
результаты предыдущих месяцев привели некоторых в штабе Дёница к предположению,
что подводные лодки не могут далее успешно нападать на конвои. Хотя Дёниц
ещё до этого записал в военном дневнике:
"Присутствие самолётов делает тактику
"волчьей стаи" невозможной", он все еще отказывался стать пессимистом.
Тем не менее адмирал передал новое указание. Теперь первая обязанность
командира, когда он заметит конвой, не нападать на него, а не упускать
из вида до тех пор, пока другие лодки смогут прийти в зону. Дёниц предоставил
командирам право действовать по своему усмотрению при нападении на любой
авианосец, сопровождающий конвои, без доклада и ожидания помощи. Понятно,
что
разница между охотником и его жертвой
сузилась. "1941 год закончился в атмосфере беспокойства и тревоги", записал
Дёниц.
[<<<Назад]
(Источник: Энциклопедия
"Волчьи стаи", Изд-во "Терра")