Линкоры второй серии типа “Гельголанд” являлись прямыми
потомками “Нассау”. “Доросшие” до обычных “дредноутских”
размеров и впервые оснащенные 50-калиберными 305-мм пушками,
они сохранили компоновку и конструкцию своих предшественников,
включая и такой явный анахронизм, как все те же паровые
машины тройного расширения и угольное отопление котлов.
Условия работы кочегаров на этих кораблях были столь тяжелыми,
что неудивительно, почему инициаторами восстания на кайзеровском
флоте в 1918 году стали именно машинные команды “угольных”
дредноутов.
Как и предшественники, “Остфрисланды” имели удовлетворительную
мореходность и хорошую маневренность. Корпус разделялся
по длине на 17 водонепроницаемых отсеков, не считая многочисленных
герметичных отделений вдоль бортов, входящих в систему противоторпедной
защиты. В целом живучесть кораблей этого типа оценивается
очень высоко: это подтвердили подрыв на мине “Остфрисланда”
в июне 1916 года и его же бомбардировка с воздуха пять лет
спустя.
Корабли типа "Остфрисланд" активно участвовали
в боевых действиях. После капитуляции Германии интернированы:
" Гельголанд" по репарациям был передан Великобритании,
затонул в 1924 г. после проведения ряда тестов на живучесть;
" Остфрисланд" — США, потоплен 21.7.1921 после
обстрела с линейного корабля "Вест Вирджиния"
и воздушной бомбардировки ; "Тюринген" — Франции,
использовался в качестве корабля-цели, в 1933 г. разобран;
"Ольденбург" — Японии, в 1920 г. продан на слом
английской фирме, разобран в 1921 г. |