Проект этих кораблей был разработан во второй половине
30-х гг. для замены устаревших крейсеров 5500-тонного типа.
Новые крейсера, как и прежние, предназначались для эскадренной
службы и лидирования эсминцев. Все четыре крейсера строились
в рамках "Четвертой программы пополнения флота" ("Maruyon
Program") 1939 г. Эта программа предусматривала постройку
еще двух легких крейсеров - флагманов флотилий подводных
лодок (два корабля типа "Ойодо", один из которых не закладывался).
Все крейсера строились на государственных верфях в Сасебо
и Йокосуке.
По первоначальным разработкам, крейсера должны были получить
на вооружение 155-мм пушки в трехорудийных башнях и два
трехтрубных 610-мм торпедные аппарата. Проект сочетал высокую
скорость с минимальной защитой. Состав главной артиллерии
менялся, и итоговый проект имел уже четыре двухорудийных
башни. Вскоре отказались и от третьей башни в пользу усиления
торпедного вооружения до двух четырехтрубных аппаратов,
а также установки катапульты и двух самолетов.
Конструкция корпуса "Агано" принципиально не отличалась
от большинства японских крупных кораблей. Это был гладкопалубный
корабль с бульбовым образованием форштевня и характерными
криволинейными очертаниями палуб. Толщина бортовой брони составляла
57 мм, причем броня выполняла функции обшивки. Бортовая броня имелась
только на протяжении энергетической установки. Защита палубы,
барбетов и башен была чисто символической и составляла 19
и 25 мм. Погреба имели коробчатую защиту толщиной 50 мм. Вся броня
включалась в обеспечение прочности корпуса. Противоторпедная защита
фактически отсутствовала.
Вооружение крейсеров по итоговому проекту состояло из 6
152/50-мм орудий в трех башнях, 4 80/65-мм зениток в спаренных
установках, двух четырехтрубных 610-мм торпедных аппаратов.
152-мм орудия первоначально предназначались для щамены
стволов на быстроходных линкорах типа "Конго" и были установлены
на новые крейсера с целью экономии. Двухорудийные башни
были созданы на основе трехорудийных башен к 155-мм орудиями
обеспечивали угол возвышения 55 градусов, что теоретически
позволяло вести заградительный огонь по самолетам.
80-мм зенитные пушки имели реальный калибр 76-мм и применялись
в японском флоте только на этих крейсерах. Конструкция спаренной
установки имела много общего с 100-мм спаркой, установленной
на "Ойодо". Малокалиберная зенитная артиллерия на момент
достройки "Агано" составляла 32 25-мм автомата, из которых
24 располагались в строенных установках. В ходе службы добавлялись
дополнительные одноствольные установки 25-мм автоматов,
так что к концу войны их число достигло 64.
Оба торпедных аппарата размещались в диаметральной плоскости.
К каждому аппарату имелась также система быстрой перезарядки
торпед.
Авиационное вооружение включало в себя катапульту типа
"5" и два гидросамолета. Один из них размещался непосредственно
на катапульте, другой - на площадке позади дымовой трубы.
Все крейсера вступили в строй уже в ходе войны.
"Агано" в начале службы являлся флагманом 4-й флотилии
эсминцев и принял участие в завершающем этапе боев у Гуадалканала.
После эвакуации гарнизона до октября 1943 г. участвовал
в операциях у Соломоновых островов, хотя это участие было
чисто символическим. Первой крупномасштабной операцией,
в которой принял участие "Агано", стал бой в заливе Императрицы
Августы 2 ноября 1943 г. Отвратительное маневрирование и
вызванные этим столкновения принесли японцам больше вреда,
чем ливень 127-мм и 152-мм снарядов и две дюжины торпед,
выпущенные по их кораблям. Японцы совершенно очевидно проиграли
этот бой, хотя имели более тяжелые орудия на крейсерах "Хагуро"
и "Миоко". "Агано" получил незначительные повреждения от
близких разрывов. Крейсер вернулся в Рабаул.
Рано утром 5 ноября в Рабаул в составе 2-го флота прибыл
однотипный "Носиро", являвшийся флагманом 2-й флотилии эсминцев.
Во время последовавшего затем воздушного налета американцев,
по мнению С. Далла {1},
оба крейсера, в отличие от тяжелых крейсеров, серьезных
повреждений не получили. Н. Полмар говорит, что два из трех
(очевидно - "Носиро" и "Юбари") легких крейсеров, находящихся
в Рабауле, не пострадали {2}. Непосредственный
командующий нанесшим этот удар соединением Ф. Шерман
{3} утверждает, что "Агано" и "Носиро" получили тяжелые
повреждения, наряду с другими крейсерами. Это подтверждает
в своих воспоминаниях и непосредственный очевидец этих событий
Т. Хара. Причем, по мнению Хары, "Агано" вообще едва держался
на плаву. {4}
Утром 11 ноября американские авианосцы нанесли новый удар.
"Носиро" подвергся атаке торпедоносцев вне гавани, когда
налетел сильный дождевой заряд. Крейсер ушел от всех торпед,
но пулеметным огнем был изрешечен мостик и перебиты кабели
размагничивания. В 9.03 он подвергся второй атаке, которая
тоже не дала попаданий. Относительно "Агано" вновь разночтения.
Далл считает {5}, что крейсер практически
не пострадал и к нему в этом мнении присоединяется Шерман
{6}. Хара же описывает попадание торпеды
в крейсер. {7}
После ремонта на Труке "Носиро" весь декабрь занимался
воинскими перевозками между Труком, Рабаулом и Кавьенгом.
Некоторое время спустя, 1 января 1944 г. во время налета
на Кавьенг "Носиро" получил небольшие повреждения.
Кстати, о боеспособности японского флота можно судить по
следующему интересному факту. Вышеописанные налеты на Рабаул,
серия налетов на Кавьенг охарактеризована Ф. Шерманом "...
мы зашли необычайно далеко в воды противника, имея самое
слабое охранение, каким когда-либо обеспечивались большие
авианосцы" {8}. И японский флот не оказал
сколько-нибудь серьезного противодействия.
В конце дня 16 февраля подводная лодка "Скейт", находясь
в подводном положении, атаковала и потопила "Агано". Все
четыре торпеды, выпущенные "Скейт", попали в цель. 17 февраля
самолетами и артогнем кораблей авианосного соединения был
потоплен эскадренный миноносец "Майкадзе", доставлявший
на Трук спасенных с "Агано".
Первые месяцы 1944 г. "Носиро" и только что вступивший
в строй "Яхаги" бездействовали. Во время сражения за о.
Биак (май-июнь 1944 г.) "Носиро" вошел в состав сформированного
11 июня соединения во главе с "Ямато", которое должно было
обеспечить доставку на остров подкреплений. Крейсер по прежнему
возглавлял 2-ю флотилию эсминцев (6 эсминцев), которой командовал контр-адмирал
Хаякава Микио.
В сражении у Марианских островов 19-22 июня 1944 г. "Носиро"
входил в состав Соединения "С" (авианосцы "Читосе", "Дзуйхо",
"Чиода", линкоры "Ямато", "Мусаси", "Конго", "Харуна" и
другие корабли), как обычно, возглавляя 2-ю флотилию эсминцев
(8 эсминцев). Ничем особенным крейсер не отличился, повреждений
также не получил. В состав Соединения "А" (авианосцы "Тайхо",
"Дзуйкаку", "Секаку") входил крейсер "Яхаги", возглавлявший
10-ю флотилию эсминцев (7 эсминцев) под флагом контр-адмирала
Кимура Сусуми. {9}
Роль "Яхаги" в сражении была аналогичной роли систер-шипа,
если не хуже. Ведь именно эсминцы, возглавляемые "Яхаги",
полностью провалили противолодочную оборону соединения.
О результатах говорить не стоит... Единственным примечательным
моментом в сражении у Маринских островов было то, что "Носиро"
и "Яхаги" являлись единственными легкими крейсерами, включенными
в состав Первого Мобильного флота адмирала Одзавы.
Во време Филиппинского сражения оба находившихся в строю
крейсера оказались в одном оперативном соединении, каждый
во главе "своей" флотилии эсминцев (10-я флотилия - 6, и
2-я - 9 эсминцев). Перед началом боя у о. Самар соединение
Куриты шло на юг шестью колоннами. 10-я флотилия эсминцев
("Яхаги" и 4 эсминца) шла слева. Тяжелые крейсера "Кумано",
"Судзуя", "Тикума", "Тоне" находились южнее нее и слева
по носу у линкоров "Конго" и "Харуна". Справа по носу у
линкоров шли тяжелые крейсера "Хагуро" и "Текай". А в 500-600
метрах на правой раковине крейсеров находились линкоры "Ямато"
и "Нагато". В авангарде справа шла 2-я флотилия эсминцев
("Носиро" и 7 эсминцев). Сам бой фактически превратился
в свалку. "Носиро" некоторое время обстреливал эскортный
авианосец "Гэмбиер Бей" между 7.30 и 8.00 утра. Потопление
американского эсминца "Джонстон" обычно относится на счет
"Яхаги" и его эсминцев. Несмотря на это, действия контр-адмирала
Кимуры подверглись резкой критике Т. Хары.
{10} Во время отхода утром 26 октября между 8.30 и 9.00 самолеты с
авианосцев "Уосп" и "Хорнет" потопили "Носиро".
30 ноября 1944 г. была закончена постройка последнего крейсера
типа "Агано" - "Сакавы". Из-за отсутствия топлива крейсер
в строй не вводился и использовался только как плавучая
зенитная батарея в Сасебо. Массированные бомбардировки японских военно-морских
баз в марте и июле 1945 г. обошли крейсер стороной. В итоге
к концу войны он оказался одним из немногих уцелевших кораблей
японского флота. Крейсер был передан Соединенным штатам
и использовался для перевозки возвращающихся на родину японских
военнослужащих. Затем "Сакава" использовался как опытный корабль во время
американских ядерных испытаний у атола Бикини; 1
июля 1946 года был тяжело поврежден от взрыва, а 2 июля
1946 года затонул.
"Яхаги" после боя у Лейте был оставлен в составе Объединенного
флота, размеры которого были сокращены до 1 линкора ("Ямато"),
1 крейсера ("Яхаги") и 10 эсминцев. В это время на крейсере
был установлен радар типа "22" для обнаружения надводных
целей. Количество зенитных автоматов достигло 61 ствола.
После начала высадки на Окинаве Японский военно-морской
флот предпринял попытку вмешаться в ход военных
действий. 7 апреля "Ямато", "Яхаги" и 8 эсминцев под командованием
вице-адмирала Ито вышли в море и практически сразу потоплены
американской авиацией. "Яхаги" затонул, получив попадания
как минимум 2 торпед и 5 бомб. На корабле погибло 446 человек.
События этого боя и нескольких предшествовавших ему дней
великолепно
описаны Т. Харой - последним командиром крейсера.
Крейсера типа "Агано" трудно назвать удачными. Сравнивать
их уместно разве что с имеющими примерно те же размеры и
аналонгичную главную артиллерию английскими лёгкими крейсерами
типа "Аретьюса" и, с некоторой натяжкой, - с американскими
типа "Атланта". Для своих размеров их вооружение, как главный
калибр, так и зенитное, было откровенно слабым. Напомним,
что меньшие по водоизмещению крейсера типа "Аретьюса" имели
аналогичный главный калибр и более мощную зенитную артиллерию
при примерно равной броневой защите.
"Атланта" же имел универсальную артиллерию с гораздо большей
огневой производительностью, достигаемую за счет большего
числа орудий и их скорострельности. Мощное торпедное вооружение
вполне "в стиле" японского флота, хотя потраченные на него
вес и место было бы разумнее использовать на усиление зенитной
артиллерии крупного калибра.
Задуманные как лидеры флотилий эсминцев, крейсера типа
"Агано" ничем себя не проявили на этом поприще. Их участие
в ночных боях в районе Соломоновых островов также оказалось
безрезультатным. А на заключительном этапе войны сказались
общие беды японского флота - отсутствие радаров и удовлетворительных
систем кправления огнем малокалиберной зенитной артиллерии.
Не оправдала себя и система, при которой легкие крейсера
японского флота использовались в качестве лидеров эсминцев.
В ночном бою крейсер являлся крупной, хорошо заметной целью,
на которую обрушивался огонь американских кораблей. Слабозащищённые
легкие крейсера 5500-тонного типа в таких условиях быстро
теряли боеспособность и погибали ("Сендай", например). Из-за
этой системы единственные современные легкие крейсера японского
флота никогда не действовали совместно в составе однородных
соединений. А такое соединение легких крейсеров могло серьёзно
потрепать американцев, особенно их эсминцы.
Таким образом, не самые оптимальные с технической точки
зрения корабли, еще и использовались неадекватным образом.
Это и стало причиной того, что единственным примечательным
эпизодом в судьбе всех четырех крейсеров стала бесславная
по сути гибель "Яхаги".
{1} Далл С.
Боевой путь Императорского японского флота. Екатеринбург,1997.
{2} Полмар Н. Авианосцы. Т.1.- М.,2001.- С.453.
{3} Шерман
Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою.- СПб.,1999.
{4} Хара Т. Одиссея самурая. Командир японского эсминца.- СПб.,1997 // http:\\vmk.vif2.ru\library\Hara\chp5.htm
{5} Далл С.
Боевой путь Императорского японского флота. Екатеринбург,1997.
{6} Шерман
Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою.- СПб.,1999.
{7} Хара Т. Одиссея самурая. Командир
японского эсминца.- СПб.,1997 // http:\\vmk.vif2.ru\library\Hara\chp5.htm
{8} Шерман
Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою.- СПб.,1999.
{9} Далл С.
Боевой путь Императорского японского флота. Екатеринбург,1997.
{10} Хара Т. Одиссея самурая. Командир
японского эсминца.- СПб.,1997 // http:\\vmk.vif2.ru\library\Hara\chp5.htm
|