Корабли Победы
Мало кому из моряков-черноморцев 20-х, 30-х, 40-х и даже
начала 50-х годов были незнакомы эти безусловно красивые
трехтрубные корабли. Объединенные общим нарицательным именем
“новики”, в честь своего знаменитого прародителя с Балтики,
эсминца “Новик”, они воплощали в себе все его лучшие качества
- высокую скорость, маневренность, сильное артиллерийское
и торпедное вооружение, а также строгую красоту классических
форм, так радующую глаз моряка.
Заложенные на стапелях еще в конце I-й
мировой войны, они и в 40-х годах внешне отличались от новых
кораблей неким изяществом, отличающим обычно старого интеллигента
от способного, сильного, но все же молодого коллеги. Всего
в составе красных Морских Сил Черного моря, позже реорганизованных
в Черноморский флот, было пять “новиков”.
Первым был “Незаможник” (б.“Занте”), корабль
т.н. второй ушаковской серии кораблей, названных в честь
побед русского адмирала Ф.Ф. Ушакова на Средиземном море.
Белые увели его из Николаева в недостроенном виде в Одессу,
где эсминец в январе 1920г. был выброшен штормом на мель
в районе Фонтанов. После достройки корабля на заводе им.
А.Марти в Николаеве он 17 ноября 1923 г. вступил в строй.
В честь беднейших (незаможных) крестьян Украины, собравших
средства на достройку корабля, первый эсминец красного флота
на Черном море получил название “Незаможный” (с 29 апреля
1926 г.- “Незаможник”). Это был единственный “новик”, не
носивший имени какого-либо из красных вождей, классиков
марксизма или героев гражданской войны. Вторым стал “Петровский”
(б. “Корфу”). Он вступил в строй 10 июля 1925 г. и назван
в честь председателя ВУЦИК Г. Петровского, в то время живого
и здравствовавшего (!) и даже посетившего “свой” корабль.
Третий “новик”, “Шаумян” (б. “Левкас”), назвали в честь
С. Шаумяна, одного из 26 бакинских комиссаров, расстрелянных
в 1918 г. англичанами (в строю с 10 декабря 1925 г.). Тогда
же в Николаеве был начат ремонт четвертого “новика”, эсминца
“Быстрый” (типа “Счастливый”). Он успел повоевать еще в
годы I мировой войны. Последний поход закончился для эсминца
столкновением 15 февраля 1917 г. в устье реки Чорох с транспортом
“Святогор”, который вскоре затонул. А поврежденный эсминец
на долгие годы оказался прикованным к причальной стенке
завода в Севастополе. Вдобавок ко всему, в апреле 1919 г.
французы, оставляя город, вывели из строя его главные турбины.
Эсминец вступил в строй без малого почти через 11лет после
аварии, 16 декабря 1927 г. уже как “Фрунзе”, в честь легендарного
героя гражданской войны, наркома по военным и морским делам
М.Фрунзе.
Тогда, в начале 20-х годов, флота на Черном
море почти не было. Большие надежды возлагались на возвращение
на Черное море 6 “новиков”, уведенных белыми в Бизерту в
декабре 1920 г., а также на подъем и восстановление еще
6, затопленных красными близ Новороссийска и Туапсе в июне
1918 г. Но ни то, ни другое не удалось. Возвращение бизертской
эскадры не состоялось по политическим причинам, а единственным
из кораблей, который удалось поднять в Новороссийске и после
долгого ремонта восстановить, стал эсминец “Калиакрия”.
Поднятый ЭПРОН 5 октября 1925 г., он вступил в строй только
28 августа 1929 г. уже как “Дзержинский”, в честь Ф. Дзержинского,
председателя ВЧК и ОГПУ. Это был пятый и последний “новик”
Черноморского флота. Затопленные эсминцы “Керчь” и “Пронзительный”
из-за неграмотных действий эпроновцев при подъеме были буквально
перерезаны стропами и восстановлению не подлежали, как и
подорванный торпедой при затоплении “Фидониси”. Правда,
в августе 1928 г. со дна Цемесской бухты удалось поднять
эсминец “Гаджибей”. Но восстановливать пролежавший под водой
10 лет корабль не стали, а его турбины и вспомогательные
механизмы пошли на ремонт “Петровского” (с 23 июня 1939
г. переименован в “Железняков”).
“Новики” хорошо знали во многих черноморских
портах страны, а также в Турции, Греции и Италии. В этих
странах они побывали в ходе нескольких визитов в 1925, 1928,
1933 и 1939 гг., самостоятельно и вместе с крейсером “Красный
Кавказ”.
Начало 30-х годов было омрачено на Черном
море катастрофой. 8 июня 1931 г. во время учений в районе
Севастополя “Фрунзе” протаранил и потопил подводную лодку
“Металлист” (бывшая АГ-21). Это была уже вторая катастрофа,
невольным виновником которой стал этот эсминец, да и лодка
погибла во второй раз (в апреле 1919 г. под Севастополем
затопили англичане). Позже эту субмарину вновь подняли и
после ремонта ввели в строй.
На черноморских “новиках” до войны испытывали
новые образцы вооружения. На “Незаможнике” в марте 1934г.
это была вращающаяся часть с тумбой для новой 76,2-мм зенитной
пушки 3-К. А на “Шаумяне” (май-июнь 1936г.) - универсальная
палубная 76,2-мм артустановка 34-К, а также (август 1939г.)
76,2-мм башенная универсальная установка 39-К.
Согласно действовавшим правилам, “новики”
имели отличительные марки (горизонтальные полосы) красного
цвета, нанесенные на дымовые трубы. “Дзержинский” имел две
марки на первой трубе, “Петровский” - по одной на первой
и второй, “Шаумян” - по одной на второй и третьей и “Незаможник”
- по одной на каждой трубе. “Фрунзе” имел по одной марке
на второй и третьей трубах, но в нижней части. Опытные сигнальщики
отличали “новоки” и по другим признакам. Брезентовые обвесы
на крыльях мостиков до конца 30-х гг. отличались цветом
и формой: на “Дзержинском” брезент был белого цвета, на
“Незаможнике” и “Петровском” также, но на первом из них
– с продлением обвесов по носовой кромке до ходовой рубки,
а на втором – с ветроотбойниками в верхней части; “Шаумян”
имел обвесы шарового цвета. “Фрунзе” отличался характерной
формой корпуса и дымовых труб.
С 1939г. на бортах кораблей, по примеру
европейских флотов, появились соответствующие буквенные
литеры: “ДЗ” (“Дзержинский”), “ЖЛ” (“Железняков”), “ФР”
(“Фрунзе”), “НЗ” (“Незаможник”), и “ШМ” (“Шаумян”). С мая
1941 г. их заменили на двузначные бортовые номера (первая
цифра - номер дивизиона, вторая - порядковый номер корабля):
№№ 11 - “Дзержинский”, 12 – “Железняков”, 13 – “Незаможник”,
14 – “Шаумян”, 15 – “Фрунзе” (первоначально “Фрунзе” имел
бортовой номер 13).
Во время Великой Отечественной войны “новики”
ставили мины, конвоировали транспорты, перевозили войска
и раненых, высаживали десанты и поддерживали свои войска
артиллерийским огнем. А главную угрозу для них представляли
береговая артиллерия, авиация, подводные лодки и торпедные
катера противника.
23
июля 1941 г. эсминец “Шаумян” и тральщик “ТЩ-27” выставили
у румынского побережья (район Сулины) 70 мин. На обратном
пути их атаковали три бомбардировщика противника. Сотрясением
от близко упавших бомб на “Шаумяне” были выведены из строя
сразу 3 кормовых орудия. Затем “новики” поддерживали части
Приморской армии, оборонявшей Одессу. Сначала там действовали
“Незаможник” и “Шаумян” (отряд корабельной поддержки). Позже
туда приходили также “Дзержинский” и “Фрунзе”. “Новики”
действовали в назначенных им секторах обороны и обстреливали
наступавшие румынские и немецкие войска. 16 августа в районе
Сычавки “Незаможник” был неожиданно атакован со стороны
солнца двумя бомбардировщиками “Ю-87”. При этом произошел
достаточно редкий случай. Одновременно пикируя на эсминец,
“юнкерсы” в последний момент просто помешали друг другу
и сброшенные ими 4 бомбы упали справа и слева от корабля,
причинив ему лишь незначительные повреждения. 28 августа
эсминец “Фрунзе”, действовавший в районе восточного сектора
обороны, получил попадание тяжелого снаряда, не причинившее
серьезных повреждений. При этом один матрос погиб, а командир
корабля (капитан-лейтенант Бобровников) получил ранение.
В тот же день отличился под Одессой “Дзержинский”, своим
огнем отразивший танковую атаку на одном из участков фронта.
Первым из “новиков” погиб “Фрунзе”. Это
произошло 21 сентября 1941 г., когда эсминец под флагом
командующего эскадрой контр-адмирала Л.А. Владимирского
направлялся из Севастополя в Одессу. В районе Тендровской
косы, при попытке оказания помощи погибавшей канонерской
лодке “Красная Армения”, корабль был атакован немецкой авиацией
и после непродолжительного боя потоплен. Вместе с кораблем
погибло 50 моряков.
Затем “новики” защищали Севастополь. “Незаможник”,
“Железняков” и “Шаумян” вошли в состав сформированного 1
ноября 1941 г. отряда корабельной поддержки. Своим огнем
они помогли отразить первый штурм города и не дали противнику
взять Севастополь с ходу. В декабре, в наиболее критический
момент обороны города, корабли эскадры перебросили в Севастополь
из Новороссийска 79-ю бригаду морской пехоты, а также боеприпасы.
В состав отряда входили крейсера “Красный Кавказ”, “Красный
Крым”, а также эсминцы “Бодрый” и “Незаможник”. Незабываемо
яркой страницей той войны стали десанты.
29 декабря 1941 г. “новики” высадили десант
прямо на причалы занятой немцами Феодосии. Первым сквозь
огневую завесу в 4-40 утра прорвался “Шаумян” (командир
- капитан-лейтенант С.И. Федоров). Высадка десанта под огнем
неприятеля заняла 20 минут, при этом эсминец и сам вел огонь
по видимым целям. В корабль попали 3 снаряда и 3 мины, на
нем была сбита грот-мачта, возник пожар. Один матрос погиб,
а 22 получили ранения. Вторым к причалу на полном ходу подошел
“Незаможник” (капитан 3-го ранга П.А. Бобровников). Стремясь
выйти из-под обстрела, эсминец врезался носом в причальную
стенку, свернув себе форштевень. Стреляя из всех орудий
и высадив десантников всего за 16 минут, корабль отошел
от причала и ушел на внешний рейд для дальнейшей поддержки
десантников огнем. В “Незаможник” попали 2 вражеские мины,
ранившие 8 человек. Спустя 5 часов он ушел в Новороссийск
для ремонта. Третьим высадил десант “Железняков”. В него
попали один вражеский снаряд и 3 мины, вызвавшие пожар.
Из состава экипажа 5 человек погибло и 16 получили ранения.
Весь следующий день оба “новика” вместе с другими кораблями
поддерживали десант своим огнем, расстреляв к вечеру почти
весь боезапас.
8 января 1942г. “Железняков” оказал помощь
тяжело поврежденному при подрыве на мине эсминцу “Способный”
и привел его на буксире в Новороссийск. 16 января “Шаумян”
высадил десант восточнее мыса Алчак-Кая, а 25 января – в
районе Судака. К сожалению, ситуация на Крымском фронте
сложилась так, что оба десанта вскоре почти целиком погибли
в неравном бою с превосходящими силами противника.
Продолжали
редеть и ряды кораблей. 3 апреля 1942г., “Шаумян”, направлявшийся
из Новороссийска в Батуми, в условиях снегопада и ограниченной
видимости выскочил на каменную гряду в районе бухта Рыбачья
- мыс Тонкий. Снять его с мели не удалось. Ввиду начавшегося
шторма с корабля сняли экипаж, а позже демонтировали часть
оборудования и артиллерию. Из четырех корабельных 102-мм
орудий в районе Новороссийска сформировали береговую батарею
№464, которая обслуживалась корабельными комендорами. Корпус
“Шаумяна” был разобран на металлолом уже после войны.
14 мая 1942г. на подходе к Севастополю
погиб “Дзержинский”, следовавший в составе отряда кораблей
шел в осажденный Севастополь. Имея на борту большое количество
взрывчатки и боеприпасов, а также маршевую роту пополнения,
он в условиях тумана сошел с фарватера и подорвался на советском
минном заграждении. При этом на эсминце сдетонировал боезапас.
Корабль погиб почти мгновенно, переломившись в районе полубака.
Из 260 моряков и пехотинцев спасти удалось всего 35 человек,
большей частью раненых.
Осенью 1942г. оба уцелевшие “новика” вместе
со сторожевыми кораблями “Шторм” и “Шквал” были сведены
во 2-й дивизион (№ 21 – “Железняков” и №22 – “Незаможник”).
14 октября и 20 декабря 1942 г. эсминец “Незаможник” и сторожевой
корабль “Шквал” совершили рейд к занятой нацистами Феодосии,
обстреляв порт. 4 февраля 1943 г., в ходе Новороссийской
десантной операции “Незаможник” и “Железняков” поддерживали
огнем высадку десанта в районе Южной Озерейки. А 29 апреля
“Незаможник” и “Шторм” нанесли артиллерийский удар по немецкому
аэродрому в Анапе, уничтожив и повредив 10 самолетов.
5 ноября 1944г. оба черноморских “новика”
вместе с эскадрой торжественно возвратились в Севастополь.
К этому времени “Железняков” и “Незаможник” входили в состав
вновь сформированного 1-го дивизиона (бортовые номера соответственно,
16 и 17). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8
июля 1945 г. оба “новика” были награждены Орденами Красного
Знамени. После войны судьбы “новиков” сложились по-разному.
“Незаможник”, исключенный 12 января 1949г.
из списков флота, был переформирован в корабль-цель и вскоре
потоплен под Феодосией торпедами. “Железняков” 18 декабря
1947г. был на время передан ВМС Болгарии; возвращен СССР
15 сентября 1949 г. и вновь входил в состав Черноморского
флота (с 13 декабря 1954г. – в качестве плавказармы “ПКЗ-63”.
В 1956 г. в Поти корабль был разобран на металл.
К сожалению, средств и воли для сохранения
в качестве корабля-памятника или музея хотя бы одного “новика”
ни у кого из тогдашних политиков и флотоводцев не нашлось.
Единственным своеобразным памятником этим кораблям остаются
102-мм орудия эсминца “Фрунзе”, поднятые в 70-х годах с
затопленного корабля и установленные на площадках Музея
истории судостроения и флота в Николаеве и краеведческого
музея в Очакове.
В.П. Заблоцкий
|