В 1990 году страницы газет и экраны телевизоров обошли
фотографии и кадры, запечатлевшие момент спуска военно-морского
флага и прощания экипажа большой ракетной подводной лодки
со своим кораблем-ветераном, отслужив-шим срок.
30 лет назад эта подводная лодка (представительница относительно
боль-шой серии однотипных кораблей), в то время современная
боевая единица, вооруженная баллистическими ракетами, вошла
в состав Военно-Морского Флота СССР.
В то время все, связанное с этих кораблем, было закрыто
плотной завесой секретности. Но еще большая тайна окружала
событие, свершившееся за несколько лет до вступления в строй
серийной ракетной подводной лодки, - первый старт баллистической
ракеты с борта подводного корабля. Но времена меняются,
и вот настал час, когда впервые публикуются сведения, еще
недавно составлявшие государственную тайну.
Опыт второй мировой войны подтвердил большую эффективность
ракетного оружия. Разработкой и совершенствованием его в
первые послевоенные годы усиленно занимались ученые и инженеры
США, Советского Союза и ряда других стран. Ракетным оружием
оснащались все виды вооруженных сил. Успехи в ракетостроении
в начале 50-х годов поставили на повестку дня вопрос о вооружении
ракетным оружием как надводных кораблей, так и подводных
лодок.
В конце 1953 года руководство Военно-Морского Флота СССР,
совместно с разработчиками ракетного оружия и кораблестроителями,
вышло в Правительство с предложением об открытии финансирования
обширной программы создания подводных лодок, вооруженных
ракетным оружием.
Задача оснащения подводных лодок крылатыми ракетами была
возложена Министерством судостроительной промышленности
(МСП) на старейшую, в свое время единственную организацию,
проектировавшую подводные лодки, - Центральное конструкторское
бюро № 18, которое возглавил П. П. Пустынцев.
Вооружение же подводных лодок баллистическими ракетами
(тогда в реальность решения этой задачи верили немногие)
поручили Центральному конструкторскому бюро № 16, возглавляемому
Н. Н. Исаниным.
Эту проектную организацию создали в октябре 1949 года специально
для решения особо важной задачи послевоенной кораблестроительной
програм-мы - создания тяжелого
крейсера проекта 82. Исследовательское проектирование
этого корабля уже велось некото-рое время в ЦКБ-17, когда
в конце 1949 года в высших правительственных кру-гах приняли
решение в кратчайшие сро-ки построить серию крупных артиллерийских
кораблей, способных противостоять современным крейсерам
вероятных про-тивников (еще совсем недавно союзни-ков в
битве с фашизмом). Прошло немногим более трех лет с момента
организации ЦКБ-16, и в начале марта 1953 года полностью
сформированный корпус головного крейсера "Сталинград"
стоял на самом большом стапеле завода в Николаеве. Директор
предприятия В. М. Орешкин и главный строитель корабля М.
А. Пудзинский рапортовали в Москву об успешном ходе строительства
крейсера и обещали в качестве праздничного подарка "вождю
народов" обеспечить спуск красавца-корабля на воду
к 36-й годовщине "Великого Октября" - к 7 ноября
1953 года.
Но... 5 марта этого года И. В. Сталин умер. Резко изменилась
военная доктрина, а вместе с нею и кораблестроительная программа.
Уже в апреле 1953 года строительство тяжелых крейсеров,
начатое сразу на трех заводах - в Николаеве, Молотовске
и Ленинграде, было прекращено.
Конструкторам ЦКБ, вложившим много сил, знаний, творческой
энергии в разработку проекта и обеспечение постройки могучего
корабля, не довелось увидеть свое детище на плаву. Коллектив,
более трех лет с большим энтузиазмом и отдачей работавший
над решением сложнейшей задачи и уже видевший ее почти реализованной,
остался без работы!
И вот этому коллективу, практически не имевшему опыта проектирования
подводных лодок (а оно сильно отличается от проектирования
надводных кораблей), и было поручено "прописать"
баллистические ракеты на подводные лодки.
Для обучения корабелов-надводников "подводному"
ремеслу из "праматери подводников" - ЦКБ-18 -
перевели небольшую группу ведущих специалистов во главе
с Главным конструктором А. С. Кассациером. Учителя пришли
со своим проектом - малой подводной лодкой проекта А615
с так называемым "единым двигателем" (дизелем,
работающим по замкнутому циклу без потребления атмосферного
воздуха). Опытный корабль этого проекта строился, а коллективу
ЦКБ в процессе "ученичества" необходимо было разработать
корректированный технический проект подводной лодки с несколько
модернизированной энергетической установкой и обеспечить
строительство серии этих кораблей.
При переходе на новую тематику бюро сильно "похудело"
- многим новый профиль показался неинтересным, кому-то просто
не хотелось переучиваться, зато оставшиеся усиленно впитывали
новые знания, осваивали незнакомые понятия, постепенно становясь
специалистами-подводниками.
26 января 1954 года Совет Министров СССР принял постановление
"О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению
подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия
и разработке на базе этих работ технического проекта большой
подводной лодки с реактивным (так писали в официальных документах
того времени.- Авт.) вооружением" (тема "Волна").
Выполнение указанной задачи поручалось ряду организаций
промышленности и Военно-Морского Флота. Главным конструктором
проекта подводной лодки был назначен Н. Н. Исанин, ответственным
за ракетное оружие - Главный конструктор С. П. Королев.
В теме "Волна" впервые в истории техники требовалось
исследовать ряд совершенно новых и сложнейших вопросов:
как изменится архитектура подводной лодки - хорошо обтекаемой
сигары диаметром 6-7 м - при установке на нее баллистических
ракет длиной 12- 13 м; как защитить ракету от давления воды
при погружении подводной лодки; как обеспечить прочность
прочного корпуса при наличии больших, соизмеримых с диаметром
прочного корпуса, вырезов; как обеспечить точность попадания
ракет в цель при стрельбе с качающейся во всех направлениях
(вертикальная, бортовая и килевая качка, рыскание) платформы
- подводной лодки; каково будет воздействие газопламенной
струи стартующей ракеты на людей, находящихся в непосредственной
близости от нее, и на конструкции подводной лодки - на близко
расположенные выдвижные устройства - антенны и перископ?
Что произойдет с подводной лодкой при аварии ракеты? Как
осуществлять пуск ракеты? Из подводного или из надводного
положения подводной лодки? Если из подводного - тогда придется
решать массу сложнейших и совершенно неис-следованных задач
по обеспечению прочности ракеты, герметичности электро-разъемов,
плавучести корабля при затоплении шахты, наведения ракеты
на цель и т. п. Как запускать ракету из надводного положения
- непосредственно из шахты, аналогично схеме стрельбы из
миномета, либо как-то выдвигать ее из шахты на уровень верхнего
среза последней?
У всех участников работы накопилась масса и других вопросов,
один сложнее другого, на которые надлежало найти ответы,
притом в кратчайшее время, потому что для выполнения темы
"Волна" Правительство назначило очень сжатые сроки.
Был определен обширный круг научно-исследовательских организаций
и предприятий, которым поручили разработать и изготовить
стартовую установку, прочную шахту для размещения ее вместе
с ракетой, комплекс корабельных систем предстартовой подготовки
и обслуживания, систему приборов контроля состояния ракеты
и бортовую систему ее управления в "морском" исполнении,
системы определения момента старта и наведения ракеты в
условиях сложной качки, системы связи корабельных навига-ционных
систем с приборами управления ракеты, системы поддержания
и контроля микроклимата и газового состава в шахтах и много
других систем, механизмов, узлов и агрегатов, необходимых
для нормального функционирования ракетного комплекса на
подводной лодке.
В качестве первой баллистической ракеты, которую предстояло
разместить на подводной лодке, приняли отработан-ную на
суше ракету класса "земля-земля" Р-11, доведя
ее до соответствия флотским условиям. Доработанной ракете
присвоили индекс Р-11ФМ.
В связи с абсолютной новизной, жесткими требованиями обеспечения
секретности, сверхсжатыми сроками выполнения работы по теме
"Волна" велись всеми участниками без традиционного
наблюдения специалистами Военно-Морского Флота.
Поначалу в ЦКБ о новой работе знали лишь немногие - полтора
десятка опытных, зарекомендовавших себя ответственным отношением
к делу и профессионализмом специалистов из различных подразделений
бюро, которые работали в отдельном помещении с дополнительной
охраной. В группу включили инженеров разных специальностей:
проектантов (так называют специалистов, занимающихся общей
компоновкой и расчетами по теории корабля - плавучести,
остойчивости, нагрузке масс, ходкости и управляемости),
корпусников (специалистов по расчетам и конструированию
прочного и легкого корпусов), механиков-устройщиков (специалистов
по судовым и специальным устройствам), электриков (специалистов
по электроприводам и слаботочным системам).
От проектного отдела в группу зачислили В. И. Сафронова,
С. М. Бавилина и Л. С. Вада. Руководил работой проектантов
и координировал работу всех остальных специалистов начальник
проектного отдела В. В. Борисов. Выполнение расчетов прочности
прочного корпуса и ракетной шахты поручили Н. Л. Мошенскому
и Л. Я. Юхимуку. Подбор и разработка схем питания всех приводных
электродвигателей выполнялись Я. А. Тувом и О. Н. Надирадзе.
Разработкой схем радиотехнического вооружения и координацией
взаимосвязей с разработчиками систем управления ракетой
занимался Н. И. Плющев. Наиболее многочисленную группу составляли
механики во главе с Н. Н. Соловьевым. В нее вошли Н. П.
Седунов, талантливейший конструктор, участвовавший в разработке
самых сложных оригинальных устройств всех проектов ЦКБ,
В. М. Ланговой, Е. А. Дешкин, В. Г. Марков, А. Н. Соболев.
"Привязку" ракеты к шахте подводной лодки и пусковой
установке осуществлял В. В. Зенкевич.
Работа была разбита на следующие этапы:
- проверка воздействия старта ракеты на корабельные
конструкции на неподвижном наземном стенде, имитирующем
верхнюю часть подводной лодки, ограждение выдвижных устройств
и рубки;
- проверка стартовой установки с установленной на
ней ракетой на прочность и работоспособность в условиях
качки и анализ влияния возмущений на точностные параметры
стрельбы с определением момента старта при стрельбе со
специального качающегося наземного стенда;
- проверка взаимодействия всех штатных элементов
комплекса ракетно-го оружия и корабельных систем путем
практического пуска ракет (летно-конст-рукторские испытания)
с подводной лодки.
После долгих обсуждений приняли, что пуск ракеты должен
осуществляться из надводного положения подводной лодки и
не из шахты. После всплытия и открытия крышки прочной и
герметичной ракетной шахты стартовый стол со стоящей на
нем ракетой требовалось выдвинуть специальным подъемником
на уровень верхнего среза шахты. Тем самым в момент старта
основание ракеты оказывалось на уровне крыши ограждения
прочной рубки, вернее, на уровне крыши ограждения шахт,
т. е. на высоте около 6 м над поверхностью моря (над ватерлинией),
а ее центр тяжести, соответственно, еще на 5-6 м выше.
Для возможности разворота ракеты вокруг продольной оси при
прицеливании следовало обеспечить вращение стартового стола
вокруг вертикальной оси, а для удержания ракеты на нем до
момента старта требовалось предусмотреть специальное ее
крепление, притом такое, чтобы в определенный момент после
запуска двигателя ракеты ее можно было полностью освободить
от "корсета".
Первоначально предусматривалось последовательное выполнение
работ на этапах - после отработки конструкций на предыдущем
переходить к следующему. Однако в целях экономии времени
Н. Н. Исанин развернул работы практически параллельно по
всем этапам.
В течение нескольких месяцев первый наземный (неподвижный)
стенд спроектировали, изготовили и установили на полигоне
в заволжской степи, в известном тогда лишь ограниченному
кругу лиц Капустином Яре. Вскоре провели испытания и убедились
в том, что газопламенная струя от стартующей ракеты не повредила
перископ, антенны и близлежащие конструкции, имитирующие
ограждение рубки подводной лодки.
Пока шли работы с первым стендом, был разработан проект
второго, значительно более сложного, на котором предстояло
проверить работоспособность и прочность пусковой установки
до ее монтажа на подводной лодке. Задача ока-залась непростой
- требовалось заста-вить качаться шахту с пусковой установкой
и установленной на ней ракетой, притом с теми же ускорениями,
что и на подводной лодке.
И вот тут очень пригодился опыт недавней работы над тяжелым
крейсером проекта
82. Вспомнили, что на этом корабле артустановки универсального
калибра устанавливались на специальных стабилизированных
платформах, обеспечивавших постоянное положение в пространстве
при любом наклонении крейсера. Это обеспечивалось за счет
мощных двойных (в продольном и поперечном направлениях)
кардановых подвесов. Платформы были изготовлены и находились
на заводе в Николаеве. Одну из них и решили приспособить
для второго стенда. Оставалось только разработать узел "возмущения"
и доставить платформу из Николаева, что и сделали. Опыт
предыдущей работы позволил в очень короткие сроки создать
сложное уникальное сооружение.
Стенд был изготовлен в Молотовске, перевезен в Капустин
Яр, и уже в начале 1955 года с него произвели несколько
пусков ракет. Разработчики пусковой установки, системы управления,
конструкторы ракеты и подводной лодки убедились в том, что
технические решения, заложенные в конструкцию стартовой
установки, в схемы стрельбы по выбору момента старта с качающейся
платформы, правильны.
Не ожидая результатов испытаний на наземных стендах, в
положительности которых, по-видимому, он не сомневался,
Н. Н. Исанин развернул работы по проекту переоборудования
большой дизель-электрической (других тогда просто не было)
торпедной подводной лодки проекта 611 для проведения с нее
морских летно-конструкторских испытаний ракет в реальных
условиях, а также начал исследовательское проектирование
новой океанской подводной лодки с ракетным вооружением.
В процессе разработки проекта В-611 (такой индекс присвоили
проекту опытной подводной лодки) и переобору-дования корабля
на заводе все участники работ оперативно учитывали все замечания,
появлявшиеся в ходе испытаний на наземных стендах.
Военно-Морской Флот выделил под переоборудование подводную
лодку Б-67 под командованием капитана 3 ранга Ф. И. Козлова.
Корабль был построен в 1953 году на заводе "Судомех"
в Ленинграде, переведен по Беломорско-Балтийскому каналу
в Белое море и около года находился в составе Северного
флота. Экипаж подводной лодки, только начавший по-настоящему
плавать, был удивлен, когда командир получил приказ выгрузить
боезапас и идти в Молотовск. На заводе тоже не сразу узнали,
что делать с новейшим, по сути дела, кораблем.
После докования подводную лодку ввели в крытый эллинг.
Заводские рабочие в соответствии с демонтажной ведомостью
выгрузили из IV отсека одну группу аккумуляторов, вычистили
фактически весь отсек, срезали кормовую часть ограждения
прочной рубки и выдвижных устройств, надстройку и легкий
корпус в районе отсека.
Конструкторы-проектанты в это время решали инженерные "головоломки":
диаметр прочного корпуса подводной лодки составлял всего
5,6 м, а в нем требовалось установить ракетные шахты с внутренним
диаметром 2 м и длиной 14 м!
По условиям остойчивости (в первую очередь в момент погружения
или всплытия подводной лодки) поднимать высоко шахты с ракетами
было нельзя. Пришлось прорезать прочный корпус не только
вверху, но и внизу. При этом не следовало забывать, что
прочный корпус под водой испытывает большое давление, в
результате чего обжимается и его диаметр уменьшается. И
если бы ракетная шахта крепилась к прочному корпусу вверху
и внизу, она бы испытывала напряжения от обжатия прочного
корпуса и либо нарушалась правильность формы деформируемого
под действием давления цилиндра, либо под действием обжимаемого
цилиндра деформировалась сама. Ни того, ни другого допустить
было нельзя, поэтому шахту закрепили только вверху, "подвесив"
ее на верхнем опорном стакане, вваренном в прочный корпус.
Внизу в последний вварили рецесс, в котором шахта помещалась
относительно свободно, имея зазор на обжатие прочного корпуса.
Пришлось также решать не менее серьезный вопрос обеспечения
необходимой прочности самого прочного корпуса при наличии
больших (диаметром более двух метров) вырезов.
Аналогичные по трудности вопросы стояли и перед разработчиками
пусковой установки и систем управления. Но все препятствия
удалось успешно преодолеть. Завод в Молотовске получил рабочие
чертежи, а вскоре и необходи-мое оборудование, изготовленное
в разных городах Советского Союза. В конце августа 1955
года все монтажные работы завершили.
За две недели сентября провели заводские ходовые испытания.
Программа была максимально упрощена - ведь значительную
часть корабля модернизация не затронула.
В первую очередь требовалось проверить правильность инженерных
расчетов по статике корабля - путем кренования в подводном
положении определить фактическую величину остойчивости подводной
лодки. При такой необычной архитектуре ошибка в 1-2 сантиметра
при определении, плеча остойчивости могла привести к аварии
- опрокидыванию корабля в самый опасный момент - при всплытии,
когда из воды выходят большие объемы (шахты), а развитое
(высокое и длинное) ограждение прочной рубки и ракетных
шахт еще заполнено водой. До сих пор не было подводных лодок
с таким большим ограждением и высоко расположенными прочными
цилиндрами - ракетными шахтами, сильно поднимавшими центр
тяжести корабля.
Не уходя далеко в море, почти сразу за Никольским буем,
откреновались, заодно проверив систему погружения-всплытия.
Выполненные на месте черно-вые расчеты показали, что фактическая
остойчивость оказалась не хуже расчетной. Корабль получил
"добро" плавать и погружаться.
Заводские ходовые испытания подтвердили, что все системы
подводной лодки работают нормально и можно переходить к
решению основной задачи - испытанию оружия.
На 14 сентября назначили первую погрузку ракеты. Даже сейчас
- это очень серьезное и сложное мероприятие, в котором участвует
много людей и специальной техники. А в то время опыта подобных
операций не имел никто. Ракету сначала подготовили на технической
позиции полигона. Провели автономные испытания приборов
системы управления, проверили герметичность двигательной
установки, после чего ее заправили основными компонентами
топлива. Убедившись в отсутствии замечаний, ракету доставили
на трейлере на пирс, где с помощью обычного заводского портального
крана и специальной погрузочной траверсы ее поставили на
предварительно поднятый в верхнее положение стартовый стол
пусковой установки носовой шахты и закрепили штатными стойками
с захватами ("корсетом"), поставив их на замки.
Затем подключили отрывные кабельные разъемы, соединив системы
"борта" (ракеты) с системами управления на подводной
лодке. Автозаправщик дозаправил ракету пусковым топливом.
Оставалось опустить стартовый стол в нижнее положение.
Первую операцию погрузки (как и все последующие) по требованиям
обеспечения секретности проводили обязательно только ночью,
при свете прожекторов крана.
 |
Подводная лодка Б-67 перед стартом ракеты |
|
'В 4 ч 30 мин 15 сентября первую ракету погрузили на подводную
лодку. Днем провели комплексные проверки и, убедившись,
что все системы функцио-нируют нормально, вышли в море.
Прогноз обещал на следующий день хоро-шую погоду: слабый
ветер, волнение не более трех баллов.
По плану намечалось произвести пуск ракеты из положения
подводной лодки без хода. Придя на полигон, в точке старта
зафиксировали метеообстановку: ветер 9 м/с, волнение 3 балла.
Застопорили ход. Лодку сносило с курса и слегка раскачивало.
Хотя по документам все системы ракетного комплекса позволяли
производить пуск ракеты при таких условиях, первый раз решили
не рисковать и стрелять на ходу. На скорости 10 уз легли
на боевой курс. Качка прекратилась. В течение часа шли боевым
курсом, проверяя согласование системы курсоуказания подводной
лодки и гироскопов ракеты. Неподалеку, как тень, следовал
обеспечивающий эсминец.
В 17 ч 32 мин по московскому времени 16 сентября 1955 года
произвели первый в мире пуск баллистической ракеты с борта
подводной лодки. Сигнал "Пуск" по радиолиниям
передавался на эсминец сопровождения и далее на береговые
телеметрические посты. Через несколько минут в 250 км от
места старта в пустынной тундре в заданном квадрате полигона
раздался взрыв, после которо-го образовалась воронка глубиной
6 м и диаметром 14 м, быстро заполнившаяся водой. Через
некоторое время на эсминец и подводную лодку, возвращавшиеся
в базу, пришла радиограмма: "Работа выполнена на отлично!"
Участники испытаний ликовали. До самого последнего момента
все находились в предельном напряжении, и только сейчас
ненадолго можно было расслабиться и подвести первый итог.
Еще 20 месяцев назад они не представляли себе, как решить
задачу, которую поставил" перед ними руководители государства.
Знали только одно - задание будет выполнено.
Начались будни испытаний. Через неделю вышли в море на
второй пуск. Как и первый, он прошел удачно. Воронка от
взрыва головной части ракеты оказалась значительно ближе
к "колу"- расчетной точке цели.
К сожалению, появилась и первая неполадка - после старта
не сработала система дистанционного сведения стоек "корсета".
Пришлось сводить их, управляя вручную клапанами пневмоблока.
В базе причину неполадки выявили и тут же устранили.
Еще через неделю загрузили за одну ночь (уже появился опыт)
сразу две ракеты - в носовую и кормовую шахты. На следующий
день с интервалом в 2,5 ч (для перезарядки телеметрических
и кинотеодолитных постов) успешно запустили обе ракеты.
Удачные безотказные пуски окрыляли, но пятый пуск (6 октября)
показал, что сложная техника может и отказать. Как обычно
провели предстартовую подготовку, прошла команда "На
старт", отработал жидкостный аккумулятор давления,
обеспечив наддув топливных баков до номинальных давлений,
загорелся транспарант "Давление" и... вдруг погас
транспарант "Бортовое питание", сигнализирующий,
что система управления ракеты, только что питавшаяся от
своего бортового аккумулятора, обесточена. Произошел, как
говорят ракетчики, "сброс схемы готовности изделия".
Ввиду того, что топливные баки ракеты нахо-дились под давлением,
примерно через две минуты после команды "Старт",
произвели аварийное выключение двигателя.
С ходового мостика в ограждении рубки было видно коричневое
облачко - из бака окислителя через дренажное отверстие (для
сброса давления) вытекал окислитель. Не имея возможности
устранить эту течь, примерно через 25 мин выполнили аварийный
сброс ракеты. Несмотря на тщательный анализ возможных причин
отказа, достоверную причину случившегося установить так
и не удалось. Наиболее вероятной причиной посчитали производственный
дефект в ракете.
После трех дальнейших успешных пусков Главные конструкторы
решили оставшиеся ракеты (из одиннадцати, выделенных на
стрельбы подвергнуть транспортным испытаниям. Необходимо
было убедиться, что за время автономного плавания подводной
лодки в различных метеоусловиях, при неоднократных погружениях
и всплытиях, воздействии различных физических полей, возникающих
при работе электромеханизмов и радиоэлектронных средств
корабля, с ракетами не случится никаких неожиданностей.
Загрузили полностью заправленные ракеты и отправились в
автономный поход, правда, относительно недалеко, в Баренцево
море. Вместо ушедшего на повышение Ф. И. Козлова на ходовом
мостике стоял молодой командир, капитан 3 ранга Н. Н. Гуляев.
Через полтора месяца плавания произвели пуски "оморяченными"
ракетами, которые попали точно в заданный квадрат.
Успешным окончанием экспериментальной части темы "Волна"
было доказано, что подводные лодки могут стать мощным средством
борьбы не только на море, но и способны поражать цели на
суше, на большом удалении от берега, на расстояниях, недоступных
для артиллерии даже самых крупных надводных кораблей. Правительству
доложили, что поставленная два года тому назад задача успешно
выполнена.
Руководство ВМФ и МСП, учитывая успешное завершение ракетных
стрельб с опытной подводной лодки, решило включить ее в
состав Военно-Морского Флота в качестве экспериментального
корабля, предназначенного для выполнения работ по дальнейшему
совершенствованию ракетного оружия, накопления опыта его
эксплуатации и подготовки личного состава будущих серийных
ракетных подводных лодок. Но для этого корабль требовалось
принять в состав флота.
Главком ВМФ назначил комиссию Государственной приемки экспериментальной
подводной лодки Б-67 под председательством капитана 1 ранга
М. И. Доневича. 2 апреля 1956 года комиссия начала работу
на борту корабля. Необходимо было тщательно проверить работу
всего оборудования и систем на всех режимах эксплуатации.
Почти три месяца шли испытания, и 30 июня комиссия Госприемки
констатировала в приемном акте: "Тактико-технические
элементы подводной лодки Б-67, полученные на Государственных
испытаниях, соответствуют утвержденному проекту и спецификации.
Установленные на подводной лодке Б-67 механизмы, вооружение,
системы и устройства... за период Государственных испытаний
работали надежно".
Учитывая многократные успешные испытания ракетного оружия
в период летно-конструкторских испытаний ракет, оно комиссией
Госприемки не испытывалось.
В качестве экспериментального корабля подводная лодка Б-67
неоднократно подвергалась переоборудованию. На ней отрабатывалось
не только ракетное оружие, но и новые средства наблюдения.
В 1962 году на корабль установили опытный образец перископа,
спустя два года вместо носовых торпедных аппаратов смонтировали
опытную гидролокационную станцию миноискания из состава
большого гидроакустического комплекса, .который позднее
установили на большой атомный подводный ракетоносец.
Почти параллельно с отработкой комплекса научных, конструкторских
и технологических вопросов на стендах и опытной подводной
лодке проекта В-611 под руководством Главного конструктора
Н. Н. Исанина был разработан проект переоборудования серийных
больших торпедных подводных лодок проекта 611 с установкой
на них двух ракетных шахт, аналогичных использовавшимся
на опытной ПЛ Б-67.
Ракетные шахты на серийных подводных лодках проекта АВ611
устанавливались, как и на Б-67, за счет снятия одной группы
аккумуляторов, что значительно снижало дальность подводного
хода корабля. К тому же серьезно ухудшались и условия обитаемости
личного состава.
По заказу ВМФ за два года на двух заводах по проекту АВ611
переоборудовали пять подводных лодок. Но Военно-Морскому
Флоту требовались специально спроектированные океанские
ракетные подводные лодки.
Результаты двухлетних усилий по созданию ракетного оружия
для подводных лодок позволяли всем участникам темы "Волна"
завершить работу над последним этапом - техническим проектом
океанской подводной лодки проекта
629 с ракетным вооружением, тактико-техническое задание
(ТТЗ) на которую было выдано моряками более года тому назад.
Однако дальность полета ракеты Р-11ФМ теперь уже не устраивала
военных. По их просьбе Совет Министров СССР принял постановление
о создании ракет Р-13 со значительно большей дальностью
полета и о вооружении ими подводных лодок проекта
629, и моряки спешно переработали выданное ранее ТТЗ.
Однако, поскольку вся кооперация по разработке оборудования
для корабля уже действовала, по согласованию с ВМФ решили
начать строительство подводных лодок проекта
629 под ракетный комплекс с ракетой Р-11ФМ с последующей
заменой на Р-13.
Создание подводной лодки проекта
629 - отдельная глава истории подводного кораблестроения,
ждущая своего исследователя.
Еще в самом начале работы над темой "Волна",
когда обсуждался вопрос о способе старта ракеты из вертикальной
прочной закрытой снизу шахты, нашлись сторонники пуска непосредственно
из шахты, без подъема ракеты на уровень верхнего ее среза.
Но из-за отсутствия информации о характере течения процессов
при старте ракеты в тесной трубе, из-за боязни возможных
аварийных ситуаций в результате воздействия газо-пламенной
струи ракетного двигателя на пусковую установку как при
нормальном старте, так и возможном заклинивании ракеты в
шахте, приняли схему старта с открытой со всех сторон площадки,
аналогичную уже опробованной на суше. На утверждение такого
варианта в немалой степени повлияло и то, что ракета имела
небольшую начальную скорость и ее пуск на волнении мог привести
к соударению с шахтой.
Проведя успешные пуски ракет с подводной лодки и изучив
в какой-то мере процесс старта в условиях такой необычной
стартовой площадки, как подводная лодка, В. П. Макеев, сменивший
С. П. Королева на посту Главного конструктора морских баллистических
ракет, загорелся идеей создать ракету, которая могла бы
запускаться из-под воды, стартуя из заполненной водой шахты.
Он прекрасно понимал, что такой способ пуска многократно
повысил бы тактические возможности ракетной подводной лодки.
После того, как были успешно закончены транспортные испытания
ракет на Б-67, В. П. Макеев предложил Н. Н. Исанину провести
эксперимент по пуску макетов ракеты из-под воды. Моряки
эту идею поддержали.
В ЦКБ разработали проект модернизации подводной лодки Б-67
(проект ПВ611), обеспечив возможность плавания в подводном
положении с одной затопленной шахтой. Изготовили новую пусковую
установку и в 1958 году произвели первые пуски из-под воды
макетов ракеты - прототипа нового, значительно более мощного
комплекса ракетного оружия, который через несколько лет
пришел на смену ракетам, отработанным в теме "Волна".
Чтобы подвести итог этому краткому рассказу - фрагменту
истории создания отечественной военно-морской техники, отметим,
что за разработку темы "Волна" и создание серийных
подводных лодок с баллистическими ракетами Главный конструктор
подводных лодок Н. Н. Исанин с группой других руководителей
- участников работы, был удостоен Ленинской премии.
В 1964 году за создание первых серийных подводных лодок,
вооруженных баллистическими ракетами, и участие в создании
и отработке нового ракетного комплекса с подводным стартом
ЦКБ-16 наградили орденом Ленина.
|